Краткая история становления финансовой системы

Глава 2. Краткая история становления финансовой системы

России Деньги (фр. finance от лат. financia доход, платеж) появились в критериях постоянного товарно-валютного обращения в отношения с развитием страны и его нуждами в ресурсах. По собственному материальному содержанию деньги страны доставляют собой фонды денег.

Но деньги это не сами деньги, а дела меж людьми по предлогу образования, перераспределения и применения фондов денег. Деньги служат экономическим инвентарем распределения валового публичного продукта и государственного заработка. Суть денег, закономерности их развития, сфера охватываемых ними товарно-валютных отношений и роль в процессе публичного воспроизводства обусловливаются экономическим строем сообщества, природой и функциями страны.Население земли в процессе эволюции прошло путь от конкретного товарообмена к товарно-валютным отношениям, всеобщим эквивалентом в тот или другой замерзли средства, а правительство в развитии собственной деятельности по управлению экономическими и соц действиями стало вести учет заработков и расходов в валютной форме, образуя разные валютные фонды.

Деньги как историческая категория возникла сразу с государством при расслоении сообщества на классы. В итоге главного большого дробления сообщества на классы возникли рабовладельцы и рабы, а также 1-ое правительство рабовладельческое. Потом в процессе развития сообщества последовал переход от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной, что привело к образованию феодальных стран. В докапиталистических формациях крупная количество потребностей страны довольствовалась методом установления разного рода естественных повинностей и сборов, а валютное хозяйство имелось развито лишь в армии.

Главными расходами рабовладельческих и феодальных стран имелись издержки на ведение войн, содержание двора монарха, муниципального аппарата, стройку публичных сооружений (храмов, каналов, дорог и т. д. ). Главными же заработками приходили поступления от доменов (муниципального имущества; царский домен потомственные земляные владения короля) и регалий (монопольное собственное право правителей и спустя их пожалование больших феодалов на получение определенных заработков от отдельных промыслов и торговли некими обликами продуктов чеканка монет, рыночные пошлины, штрафы, разработка рудников и т.

д. ), военные завоевания (добыча), дань с покоренных народов, естественные и валютные сборы и повинности, пошлины, займы. С постепенным переходом к капиталистическому способу производства все большее значение замерзли получать валютные доходы и расходы страны, толика же естественных сборов и повинностей стала резко сокращаться. На ранешних стадиях развития страны разделения меж ресурсами страны и ресурсами монарха не было.

Монархи распоряжались ресурсами страны как собственной собственностью. Только в XVIXVII вв. с выделением гос казны и полным отделением ее от принадлежности монарха появились муниципальные деньги, муниципальный бюджет и муниципальный кредит. Муниципальные деньги сразу замерзли массивным рычагом начального скопления капитала, происходившего в XVI XVIII вв.

Большие богатства поступали в метрополии из колониальных государств, и они в хоть какой фактор могли употребляться как капитал. Муниципальные займы и налоги обширно употреблялись для сотворения главных капиталистических компаний. Принципиальная роль в разработке начальных капиталов принадлежала порядку протекционизма,* позволившей капиталистам определять высочайшие цены на производимые промышленные изделия и зарабатывать высочайшие прибыли, крупная количество тот или другой направлялась на расширение производства. В Русской империи развитие рыночных отношений во многом удерживалось крепостным правом.

Индустрия Русской империи в облике казенных и малочисленных личных мануфактур, ремесленных производств игралась наиболее умеренную роль в экономике страны, чем сельское хозяйство. А основное содержалось в том, что на почти всех из их употреблялся не наемный произведение свободных тружеников, а произведение крепостных. Правительство, заинтересованное в сохранении крепостничества, сознательно удерживало личную капиталистическую предпринимательскую деятельность. Потому в Рф долгое пора жил в главном рынок крепостных фермеров, а не рынок наемной рабочей множества.

Все это, природно, влияло на становлении базара капиталов. И вплоть до отмены крепостного права в 1861 грам. экономика Рф не приходила механизмом пополнения прибыльной доли бюджета. До 2-ой половины XVIII в.

чрезвычайными финансовыми ресурсами для Русского страны и его правительства служили в большей степени реквизиции (принудительное отчуждение) либо принудительные займы у монастырей и личных лиц. Принудительный нрав кредитных отношений страны с кредиторами казны разъяснялся в главном недостатком вольных капиталов в Рф, тот или другой могли бы иметься добровольно отданы в ссуду правительству. В эру правления Екатерины II (17621796 гг. ) одной из форм муниципального кредита имелась эмиссия ассигнаций для покрытия недостатка муниципального бюджета, тот или другой приводила к развитию инфляционных действий; было также и заимствование кредитных ресурсов из казенных банков.

Екатерине II благодаря удачным внешнеполитическим шагам в 1769 грам. удалось заработать и 1-ый в истории Рф наружный заем, за тот или другой последовали и остальные, в главном пятипроцентные, наружные займы. 1-ый министр денег Русской империи граф А. В.

Васильев (1802-1807 гг. ) Приобретенный недостаток капиталов в Рф сохранился и при Павле I (17961801 гг. ). Правительство продолжало воспользоваться услугами печатного станка и занималось поиском путей получения новейших кредитов, употребляя при всем этом и традиционные методы.

В процессе реформ Александра I (18011825) имелось учреждено Министерство денег. И главным в истории Русской империи министром денег был назначен прошлый ранее муниципальным казначеем граф Алексей Васильевич Васильев. С 4 декабря 1796 грам. должность муниципального казначея имелась 1-ая самостоятельная высшая должность в сфере управления деньгами страны.

Ранее медли функцию негосударственного управления муниципальными деньгами исполнял генерал-прокурор. В XIX в. на посту министра денег сменилось 13 человек (табл. 1).

Посреди их более знаменитыми имелись Е. Ф. Канкрин, С. Ю.

Витте. В 1-ые годы царствования Александра I эмиссия ассигнаций усилилась в особенности приметно. Востребовали больших расходов войны с Турцией (1806-1812 гг. ) и Швецией (1808-1809 гг.

). Инфляционный процесс в Рф обесценивал валютные скопления имущих оболочек. Обесценение ассигнаций мастерило безвыгодным предоставление кредитов. И все это совместно арестованное удерживало развитие капиталистических отношений, торговли, кредита.

В этих критериях правительство Александра I предприняло определенные мероприятия, способствовавшие стабилизации валютного обращения, в базу тот или другой был положен План финансов, приготовленный в 1809 грам. знаменитым муниципальным дельцом данной эры Мтр. Мтр. Сперанским* при содействии доктора Н.

С. Мордвинова В согласовании с Планом финансов валютную реформу предполагалось провести методом изъятия и ликвидирования целых ранее выпущенных ассигнаций, а также учреждения новейшего эмиссионного банка, тот или другой был должен располагать достаточным запасом серебра для обеспечения банкнот, планировавшихся выпустить в обращение. Кроме этого, по Плану предполагалось сделать лучше компанию монетной порядка Рф, базой тот или другой был должен замерзнуть серебряный рубль. Сперанский негативно касался к неразменным картонным деньгам и считал нужным уничтожать их обращение в стране.

Сперанский предложил меры по улучшению организации порядка внутреннего муниципального кредита, в базе тот или другой лежала мысль трансформации (консолидации) доли текущего беспроцентного длинна в облике выпущенных в обращение ассигнаций в длительный долг с уплатой государством процентов кредиторам. Для этого Сперанский предлагал выпустить долговые процентные обязательства облигации длительного муниципального займа и реализовать их целым желающим за ассигнации. Из Плана финансов в жизнь имелись претворены лишь некие положения. В Манифесте 2 февраля 1810 грам.

все выпущенные ранее в обращение ассигнации объявлялись длинном страны, снабженным целым богатством Русской империи, было сказано о прекращении предстоящего выпуска ассигнаций и о выводе погасить указанный долг методом заключения внутреннего заема. Не считая того, тем же Манифестом усиливались подати и налоги с целью увеличения расходов в бюджет страны. Но этот заем был сразу обречен на неуспех. Он был реализован только на 3,2 млн руб.

из сто млн ассигнационных рублей. Недостаток вольных валютных капиталов в стране стал одной из главных обстоятельств неудачи займа. Не считая того, покупка долговых обязанностей страны для имущих оболочек народонаселения имелась процессом непривычным. В итоге в Русской империи заработал развитие особый вид муниципального кредита, появившийся при Екатерине II и заработавший развитие в правление Александра I, неизменные заимствования из казенных банков кредитных ресурсов, поступавших в качестве вкладов от личных лиц и учреждений.

Идеи Мтр. Мтр. Сперанского имелись позабыты, а правительство не могло завершить реформы в отношения с начавшейся войной в 1812 грам. Политика правительства в области денег, муниципального кредита и валютного обращения брала новейший курс.

Имелось решено удержать ассигнации в обращении и воспрепятствовать их вытеснению монетой. Ассигнации имелись объявлены законным платежным средством, обладающим обращение на целой местности империи. В баста 20-х гг. XIX в.

Министерство денег с целью роста заработков в муниципальный бюджет усилило налоговое бремя на те сословия, тот или другой приходили главными налогоплательщиками, и сначала на крестьянство. Русское правительство отказалось от эмиссии ассигнаций как метода покрытия недостатка бюджета, употреблялись другие методы муниципального кредита. По инициативе министра денег Е. Ф.

Канкрина Наша родина заключила три наружных займа, но их обстоятельства оказались для страны безвыгодными. Не считая того, в 1831 грам. в согласовании с Манифестом правительство приняло вывод о выпуске билетов Муниципального казначейства (серий) для активизированного получения муниципальных заработков. Билеты поступали в обращение большими партиями и приносили право на получение заработка из расплаты 4,32% годовых.

Срок погашения наставал спустя 4 года. Выпуски билетов должно один за одним, а билеты с истекшим сроком обращения обменивались на новейшие. В реальности билеты Муниципального казначейства перевоплотился в муниципальный кредит длительного нрава. 1 июля 1839 грам.

с принятием Манифеста О установке валютной системы началась ее реформа, целью тот или другой имелось введение новейших принципов организации данной порядка, устранение из обращения обесценившихся муниципальных ассигнаций. Валютная реформа закрепляла фактический ватерпас обесценения ассигнационного рубля и на самом деле имелась проведена методом его девальвации к одной трети рубля серебряного. 1 июля 1839 грам. был также размещен Указ О учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Муниципальном Коммерческом Банке, тот или другой объявил билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обладающим обращение на целой местности страны вровень с серебряной монетой.

Но на этом реформа не имелась завершена. Манифест 1 июня 1843 грам. предугадывал подмену целых обращавшихся картонных символов на муниципальные кредитные билеты, для производства тот или другой имелась сотворена Экспедиция муниципальных кредитных билетов с неизменным фондом серебряной монеты при Министерстве денег для обеспечения обмена больших билетов. Выпуск депозитных билетов прекратили, шел их размен на муниципальные кредитные билеты.

В итоге целых этих операций в обращении империи остался лишь один-одинешенек вид картонных валютных символов муниципальные кредитные билеты. Методом проведения предоставленной реформы правительство Николая I пробовало сразу упорядочить валютное обращение и очень применять эмиссию картонных валютных символов для выгоды Муниципального казначейства. Валютная реформа отдала импульс скорому развитию товарно-валютных отношений в Рф. С самого начала правления Александра II правительство встало на путь политических и экономических реформ.

В 1861 грам. имелось отменено крепостное право, имелись сбиты ограничения на личную предпринимательскую деятельность. В Рф замерзли углубляться и отменно развиваться рыночные дела в экономике, начался процесс демонополизации базара капитала, в том числе и базара ценных бумаг. Начали складываться предпосылки для расширения банковской порядка.

В 1859 грам имелись приняты вывода, положившие начало новенькому шагу развития банковской порядка. Ее реформа 1861 грам. подразумевала ликвидацию целых муниципальных кредитных учреждений и творение коммерческих банков. Министр денег Миша Христофорович Рейтерн придерживался рыночной ориентации и концепции обнаруженной экономики.

Конкретно при его функциональной поддержке в стране началось обширное развитие акционерных коммерческих банков. В 1860 грам. был упразднен Заемный банк, задевала тот или другой передали в Петербургскую Сохранную казну. В этом же году был учрежден Муниципальный банк Рф на основанию Муниципального Коммерческого Банка.

Начался процесс сотворения личных длительных кредитных учреждений (Санкт-Петербургское городское кредитное сообщество, Херсонский земский банк, Сообщество обоюдного поземельного кредита) и короткосрочных (Санкт-Петербургское сообщество обоюдного кредита, Санкт-Петербургский личный коммерческий банк 1-ый акционерный банк). Купон билета внутреннего 5%-го с выигрышами займа 1864 грам. В ноябре 1864 грам. в первый раз в истории Рф был выпущен выигрышный заем на сумму сто млн руб.

кредитными билетами сроком на 60 лет. Билеты внутреннего 5%-го с выигрышами займа выпускались на предъявителя по номиналу сто руб. Сначала, невзирая на симпатичные обстоятельства (выплата при погашении погасительной премии, повышавшейся по мере приближения тиража от 20 до 50 руб. , тиражи дважды в год с валютными призами, возвращение суммы капитала, помещенной в облигацию, при погашении), заем был расположен по курсу 98 руб.

50 коп. за сторублевую облигацию. Но потом энтузиазм к займу стал расти. Был выпущен 2-ой заем.

Скоро сведения ценные бумаги замерзли самой знаменитой формой муниципального кредита. 3-ий выигрышный заем состоялся в 1889 грам. Но выигрышные займы делали конкурентнсть меж ценными бумагами 1-го и такого же эмитента страны, потому в предстоящем оно преимущественно не прибегало к схожему облика займов. К 1872 грам.

банковая порядок Рф состояла из: Муниципального банка, публичных городских и земляных банков, личных банков длительного и короткосрочного кредитования. На начало 80-х гг. в Рф насчитывалось 44 акционерных банка с 49 филиалами, 83 сообщества обоюдного кредита, 729 ссудо-сбер товариществ, 32 коммерческих банка, 232 городских публичных банка. * Министр денег граф Н.

Х. Бунге (1881-1887 гг. ) Один-одинешенек из инициаторов новейшей кредитной и денежной политики в 1880-х гг. стал министр денег Николай Христофорович Бунге огромнейших экономист, защитивший докторскую диссертацию Теория кредита.

Бунге был приверженцем рыночной экономики. Начиная с 1881 грам. правительство Рф прилагало все усилия к скоплению золотого запаса. Наружные и внутренние займы, а также рост налогообложения народонаселения содействовали стабилизации бюджета, все это вместе стало предпосылкой валютной реформы 18951897 гг.

Главным шагом данной реформы стало разрешение в 1895 грам. сделок с золотом. 29 августа 1897 грам. был принят эмиссионный закон, регулировавший выпуск в обращение кредитных билетов и принципы обеспечения их золотом.

Закон от 14 ноября 1897 грам. ввел безграничный обмен кредитных билетов на золото, кредитные билеты замерзли законным платежным средством вровень с золотой монетой. В качестве базы валютной порядка Русской империи закон предугадывал золотой рубль, тот или другой держал 17,424 толики незапятнанного золота. Так как в Рф установилась порядок золотого монометаллизма, серебро преобразовывалось во вспомогательный валютный продукт.

В итоге реформы Наша родина заработала устойчивую золотую валюту и бумажные валютные знаки, равнозначные золоту и бегло размениваемые на этот сплав. Валютная порядок, основанная на золоте, вызвала еще больший прилив иностранного капитала. В начале 90-х гг. в Рф разразился экономический кризис.

Его главным вестовым был начавшийся в летнюю пору 1899 грам. валютный кризис резко возрос недостаток вольных капиталов, из-за роста спроса на средства сильно свалился курс почти всех ценных бумаг, ряд банков разорился, существенно сократился кредит. Выходить из экономического кризиса Наша родина начала лишь в 1904 грам. Но ее ожидали новейшие колебания Российско-японская война 19041905 гг.

и всплеск революционного движения в 1905-1906 гг. В начале 10-х гг. XX столетия состояние экономики империи начало улучшаться. Корпоративный прирост промышленной продукции за 19081913 гг.

составил необыкновенную величину 50,8%. Экономический взлет содействовал процессу денежного оздоровления страны: возобновлению равновесия на базаре капиталов, преодолению недостатка, денег, росту размеров заработков муниципального бюджета. В первый раз за долгие и длительные годы Русская империя смогла погасить количество муниципального длинна. 1-ая глобальная война прервала обширное развитие банковской порядка.

Наша родина испытывала гигантскую потребность в валютных средствах для финансирования войны. В 19141916 гг. правительство Рф производило массовые ежегодные выпуски билетов Муниципального казначейства. В стране развивался инфляционный процесс, ее охватила разруха, голод, сопровождаемые массовыми митингами, стачками, демонстрациями.

Следствием роста валютной массы, не подкрепленной товарным созданием, стало падение покупательной возможности рубля. Наставала затянутая и твердая инфляция. Высококачественные конфигурации произошли и в валютном обращении. Закон от 27 июля 1914 грам.

отменил обмен кредитных билетов на золото. И здесь же начался процесс его исчезновения из обращения тезаврация золота. Равномерно из обращения пропадали серебряные монеты, позже медные. И в баста 1916 грам.

российское валютное обращение состояло теснее лишь из разных картонных валютных символов, монеты фактически отсутствовали. Выпуск картонных средств регулировался эмиссионным законодательством. Эмиссионный процесс был сосредоточен в Муниципальном банке. Валютная масса в главном состояла из банковских кредитных билетов.

Ко медли Февральской революции фактическое железное обеспечение кредитных билетов сочиняло около 13%. Сокращался золотой запас страны. Рубль, став картонным снутри страны, равномерно перевоплотился в замкнутую валюту и на наружных базарах. Для преодоления инфляции и стабилизации обесценивающегося рубля нужны имелись прекращение войны и переход на мирные рельсы развития.

Но Февральская революция и Временное правительство отвергли этот путь. И это, конечно, предопределило предстоящее углубление действий внутреннего и наружного обесценения картонной валюты. В феврале 1917 грам. в стране сложилось тяжелейшее финансовое положение.

Февральская буржуазно-демократическая революция положила баста безусловной монархии. Но собственной политикой Временное правительство привело к крушению рубля. Потом в итоге Октябрьского переворота власть перебежала в руки Военно-революционного комитета. 3 февраля 1918 грам.

Русское правительство вышло из войны; в числе иных мер оно аннулировало все муниципальные займы и иностранные в частности. Период 1917 половина 1921 грам. ознаменовался ликвидацией дореволюционных кредитных учреждений, а его более значимым законодательным актом был Декрет ЦИК от 14 декабря 1917 грам. о национализации банков.

Декрет объявил банковское процесс монополией страны и объединил все жившие в тот период личные акционерные банки и банкирские конторы с Муниципальным банком. Активы и пассивы этих банков имелись переданы Муниципальному банку, тот или другой был переименован в Народный банк РСФСР. Но в критериях военного коммунизма его деятельность застыла. Потому Декретом СНК от 19 января 1920 грам.

активы и пассивы Народного банка имелись переданы Бюджетно-расчетному управлению Наркомфина. С переходом к НЭПу возникли предпосылки для развития банковского задевала. 30 июня 1921 грам. СНК был издан Декрет о отмене ограничений валютного обращения, а также о мерах, нужных для развития вкладной и переводной операций.

Декрет отменил всякие ограничения валютных сумм, тот или другой могут находиться на руках у личных лиц, и определил начало неприкосновенности вкладов и банковской скрыты. Таковым образом, Русское правительство в 20-е гг. XX в. вернуло кредитную порядок в облике Муниципального банка, отраслевых и территориальных коммерческих акционерных банков, сообществ обоюдного кредита, кредитной коммерции и адаптировало ее к договорам рыночного хозяйствования.

Но теснее в баста 20-х гг. правительство Рф отказалось от многоукладной экономики, перебежало к свертыванию негосударственных форм принадлежности, ликвидации рыночного хозяйства и его структур, переводу людей в положение жителей нашей планеты, действующих у страны по найму. В баста 20-х начале 30-х гг. главными прибыльными источниками бюджета страны имелись поступления от публичного хозяйства и завлеченные средства народонаселения, тот или другой поступали спустя порядок налогообложения и покупку займов.

Главными статьями расходов бюджета имелись расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Большим шагом в перестройке денежной службы имелась налоговая реформа 1930 грам. , тот или другой привела к изменению порядка платежей компаний в бюджет и введению двухканальной порядка изъятия отчислений от прибыли и налога с оборота, включавшего множество налогов и сборов. В 1932 грам.

корпоративные нормы распределения прибыли имелись устранены: вся плановая прибыль могла иметься изъята в бюджет, за предприятием закреплялась только количество сверхплановой прибыли. В 1938 грам. закончилось формирование экономной порядка СССР. Аборигенные бюджеты и бюджет общественного страхования имелись официально включены в состав одного муниципального бюджета, расширение функций аборигенных советов и их экономных прав сопровождалось неуклонным ростом заработков.

В 30-е гг. XX в. правительство СССР поочередно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства. В годы Большой Отечественной войны (19411945 гг.

) принципиальных конфигураций в денежной порядку страны не вышло. В отношения с финансовыми нуждами ведения войны вышло усиление централизации денежных ресурсов страны, спустя финансово-кредитную порядок производились перераспределения государственного заработка в выгоду военных расходов. Имелись мобилизованы вольные денежные ресурсы индустрии, торговли, банков, длительных вложений все это шло конкретно на ублажение нужд войны. В послевоенные годы бюджет страны был подчинен выводу задачки по ликвидации последствий войны и возобновлению разрушенного хозяйства.

Попытка усовершенствовать хозяйственный механизм имелась предпринята в 1965 грам. методом проведения реформы, направленной на усиление стимулирующего действия прибыли на развитие производства. Реформа предугадывала компанию новейшей порядка экономического стимулирования. В 70-е гг.

усилилось корпоративное расстройство денежного хозяйства страны, что, непременно, сказалось на развитии бюджета. Материальные издержки в народном хозяйстве росли скорее, чем государственный доход. В баста 70-х гг. для того чтоб поменять сложившееся в экономике страны трудное положение, имелась разработана финансовая модель отраслевого хозрасчета и самоокупаемости.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 грам. О улучшении планирования и усилении действия хозяйственного механизма на увеличение эффективности производства и свойства работы вводился нормативный способ распределения прибыли. На базе утвержденных в 5-мтр финансовом плане характеристик министерствам водворялись постоянные, дифференцированные по годам нормативы отчислений от балансовой прибыли, поступающие в их распоряжение. При этом нормативы обусловливались с таковым расплатой, чтоб обеспечить финансирование капитальных вложений, погашение банковских кредитов и уплату процентов за их, прирост оборотных средств, образование одного фонда развития науки и техники и фондов экономического стимулирования и т.

д. В главной половине 80-х гг. в целях совершенствования хозяйственного механизма страны проводился опыт по распространению на предприятиях новейших способов хозяйствования, а позднее замерзли внедрять полный хозрасчет и самофинансирование. Но все эти мероприятия не привели к росту денежных ресурсов страны.

Появился недостаток муниципального бюджета. А экономный недостаток в близкую очередь плохо повлиял на экономику, подрывал устойчивость валютного обращения, порождал инфляционные процессы.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.